Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить.

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ!

Коррекционно—образовательный процесс организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально—типологическими особенностями развития детей, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Цель деятельности учителя—логопеда — раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Обследование воспитанников групп МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
  • Осуществление диагностики речевого развития детей.
  • Определение и реализация индивидуальной программы коррекции или компенсации речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, клинической обусловленности, а также индивидуально—личностных особенностей ребёнка.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми.
  • Проведение индивидуальных мониторинговых исследований с целью определения результатов коррекционной работы с каждым ребёнком.
  • Распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии.

К деятельности логопеда следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи. В зависимости от контингента воспитанников определяются следующие педагогические ориентиры:

  • преодолевать речевой и неречевой негативизм у детей (чувство неуверенности, ожидание неуспеха), формировать устойчивый эмоциональный контакт с учителем—логопедом и со свер­стниками, развивать положительные эмоциональные отношения детей к занятиям;
  • развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций;
  • развивать интерес к окружающей действительности и по­знавательную активность детей;
  • расширять возможности понимания детьми речи параллельно с расширением их представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;
  • развивать потребности в общении;
  • осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
  • осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы;
  • развивать произвольность мыслительной деятельности детей и формировать ее основные компоненты;
  • способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности, накоплению знаний, достаточных для решения поставленных задач, формированию навыка самоконтроля; поддер­живать положительное эмоциональное состояние детей в течение всего занятия;
  • совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей, развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
  • обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей;
  • формировать стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи, а также совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей;
  • формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения, далее развивать навыки употребления различных типов синтаксических конструк­ций;
  • расширять возможности участия детей в диалоге, формиро­вать их монологическую речь;
  • учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, соблюдая последовательность рассказывания;
  • формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты, вести профилактику нарушений письменной речи;
  • развивать умение контролировать свою речь.

Полезные статьи:

Образовательные материалы учителя—логопеда Повалюхиной Инны Алексеевны: