Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.
Результатом эстетического и художественного воспитания является художественно-эстетическое развитие как процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека.
Цель художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников в ДОУ – приобщение к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи художественного развития воспитанников детского сада, вошедшие в тематический модуль «Художественное творчество» образовательной программы:
- Развивать изобразительную (лепка, рисование, аппликация) деятельность;
- Поддерживать инициативу и самостоятельность детей в различных видах изобразительной деятельности и конструирования;
- Стимулировать творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка;
- Формировать познавательные интересы и действия ребенка в изобразительной и конструктивной деятельности; общую и эстетическую культуру, эстетические качества и художественный вкус.
Целевые ориентиры – планируемые результаты развития детского изобразительного творчества в раннем возрасте:
- Ребенок манипулирует с предметами и совершает познавательно-исследовательские действия с инструментами и материалами, способствующими интересу к изобразительной деятельности;
- У него формируется готовность к экспериментированию с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), созданию продукта изобразительной и конструктивной деятельности;
- Ребенок проявляет интерес к рассматриванию картинок, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Целевые ориентиры – планируемые результаты развития детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте:
- Взаимодействует с предметно-пространственным и художественным окружением;
- У него проявляются интерес и способности к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и конструированию из разного материала, включая конструкторы, модули и бумагу, природный и иной материал;
- Ребенок овладевает основными культурными способами художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Особая роль художественной деятельности (как восприятия искусства, созерцания красоты окружающего мира и его изображения) принадлежит арт-терапевтическому подходу, в рамках которого деятельность выступает не как средство развития творчества, а как средство терапии, коррекции различных особенностей и нарушений личностного развития.