Малыш не слушается взрослых, дерется со сверстниками, кричит на них, портит вещи — что это значит? В большинстве случаев это проявление детского гнева, который выражается самым радикальным образом.

Все люди время от времени испытывают злость или гнев. Но не все ведут себя агрессивно. В чем разница? Гнев — это эмоция, чувство. Агрессия — действие, в переводе с латинского означающее «нападение», физическое или вербальное.

Испытывать гнев — это нормально, но агрессивное поведение — это совсем не то, что нам приятно видеть в обществе. Важно не заставлять ребенка перестать злиться, а учить выражать свои чувства конструктивно, безопасно для себя и окружающих. Для этого нужно понять причины детской злости, которая лежит в основе агрессии.

Когда начинать беспокоиться. Агрессивное поведение, разное по форме, может быть возрастным маркером, одним из естественных этапов взросления. В некоторых ситуациях у детей нет адекватных способов справиться со своими порывами. В 3-6 лет они чувствуют избыток энергии, хотят познавать мир, мечтают общаться, испытывают ревность к матери. Невозможность получить желаемое и отсутствие навыков конструктивного поведения могут проявляться в виде агрессии.

Родителям в этот период следует больше разговаривать с ребенком, развивать у него чувство юмора и не поддаваться на провокации. Если они столкнулись с агрессией ребенка, то ее нужно остановить, а затем разобрать все возможные способы действовать спокойно в этой ситуации и их плюсы по сравнению с агрессией.

Настоящее беспокойство должна вызывать агрессия, которая становится привычной, когда ребенку приносит удовольствие жестокое обращение с другими людьми: сверстниками или близкими.

«Антисоциальное поведение детей является сигналом SOS, желанием получить поддержку от сильных, любящих и вызывающих доверие людей».

Другие психологи, работающие с детьми, подтверждают: ребенок никогда не начинает вести себя агрессивно, чтобы просто досадить кому-то, из «любви к искусству» — наоборот, на это у него есть одна или несколько причин.

Основные причины детской агрессии. Единственная модель поведения. Дети, растущие в окружении, где практикуется физическое и психологическое насилие, часто ведут себя агрессивно. Это единственная для них модель поведения, потому что они не видели и не знают другой. По этой причине агрессия часто наблюдается у приемных детей.

Что делать: Постараться убрать примеры агрессивного поведения и демонстрировать конструктивные модели. Объясняйте ребенку, что можно действовать иначе, хвалите за удачные попытки.

Следствие сильных неконтролируемых эмоций. Ребенок не справляется со своими эмоциями, у него нет других способов для выражения гнева, кроме как направить его на кого-то еще.

Что делать: Объяснить ребенку, что бить или обзывать кого-то из-за злости или гнева нельзя — человеку, который получает удар или бранные слова, больно. Вместо этого можно покричать: «Я злюсь, очень злюсь!», и даже потопать ногами, побить подушку, глубоко подышать. Показать ребенка врачу.

Реакция на усталость. Агрессивное поведение наблюдается у детей, которые эмоционально устали, а отдыха у них не было уже очень долго. Ребенок устает быстрее, чем взрослые — и если об этом забыть, может случиться срыв.

Что делать: стараться вникать в переживания и эмоциональное состояние ребенка, не заставлять его терпеть неудобства без объяснений, давать возможность отдыхать от напряжения. Следить за режимом дня, найти факторы утомления и исключить их: например, добавить дневной сон или удлинить ночной, сократить просмотр мультфильмов.

Реакция на запрет. Ребенок ведет себя агрессивно, проверяя границы и свои силы в том, чтобы получить желаемое, которое получить невозможно.

Что делать: взрослым нужно быть последовательными в своих требованиях: хорошо, когда родители согласовали свою позицию и не отступают от нее. Запреты должны быть понятными и защищать ребенка или окружающих: «кастрюля горячая, ты можешь обжечься; бегать по коридору нельзя, потому что папа спит».

Защита, реакция на страх. Ребенок не лезет в драку, но в случае любого конфликта пускает в ход кулаки — это означает, что за агрессией стоит страх и неумение защититься другим способом, например, ответить словами, обратиться за помощью к взрослому.

Что делать: разговаривать с ребенком о том, что именно его напугало и как можно было бы поступить по-другому.

Символ гендерной или социальной роли. Дать сдачи «обидчику», не бояться драться, потому что «ты же мальчик», а «твой папа — солдат» — подобные установки родителей могут стать причиной агрессивного поведения детей.

Что делать: помнить, что ребенку важнее поддержка близких, с которыми можно поговорить и обсудить возникший конфликт, а не чувство собственного превосходства.

Способ привлечь внимание. Такой способ используют дети, которые не чувствуют эмоционального отклика в «мирной жизни», но получают реакцию, если начинают драться или вести себя агрессивно каким-то другим способом.

Что делать: акцентировать внимание ребенка на тех моментах, когда он ведет себя хорошо, игнорировать провокации. Если ситуацию игнорировать нельзя, то нужно пресекать агрессию ребенка максимально безэмоционально.

Реакция на травмирующую ситуацию. В ситуации, которую ребенок воспринимает как опасную для себя, а себя самого чувствует одиноким, проявления агрессии могут стать доступным способом заглушить эти переживания. Например, если семья в кризисе, а родители не находят в себе силы объяснить происходящее детям.

Что делать: разговаривать с детьми, объяснять, что происходит дома.

Без поддержки взрослых не обойтись. Чтобы устранить причины агрессии, детям всегда нужны взрослые, способные оказать поддержку. В чем она должна выражаться?

1. Обсуждайте с ребенком и осуждайте агрессивные действия со стороны других людей в жизни или в книгах/кино/мультфильмах. Обратите внимание ребенка на то, как он себя чувствовал, когда таким образом другие люди поступали с ним.

2. Не отвергайте ребенка в проявлениях его злости и гнева, помогайте их пережить. Будьте снисходительны. Постепенно он научится справляться с ними самостоятельно.

3. Анализируйте, какие проблемы и потребности скрываются за агрессивным поведением ребенка. Реагируя на это поведение, покажите, что понимаете проблему. Реагируйте спокойно, выдержанно — окрики, высмеивание и шлепки недопустимы. Выбирайте слова — обзывать ребенка «драчуном», «плохим ребенком» не надо. Делайте выговоры и замечания без свидетелей.

3. Не ждите моментальных изменений, обращайте внимание на любые положительные изменения, проговаривайте их, радуйтесь за ребенка.

4. Обратитесь к психологу, чтобы лучше понять, что происходит. Могут понадобиться консультации невролога и психиатра, чтобы исключить проблемы, связанные со здоровьем ребенка, или подобрать лечение.